Навязчивый и величественный Египет

Египетский  араб отличается от саудовского   как белый круизный лайнер от закопченного контейнеровоза.

 Первый, одетый в чистую белую рубаху до пяток  шествует неторопливо и важно в сопровождении мелко семенящего гарема. Его ждет большой внедорожник,  у него есть своя нефтяная скважина (или ее кусочек),  хороший дом,  пусть он  не властелин мира,  но хозяин гарема и джипа и безраздельно  властвует над ними. Египтянин же суетится в поисках средств к существованию как попрыгунчик,  одет в несвежую европейского типа одежду, дома его ждет не гарем,  а голодные дети.  Если саудовец не сочтет нужным  заметить вас, то египтянин подбежит,  изображая радостную улыбку:

- Привет,  как дела? – Его вопрос для вас  не повод рассказывать о своих делах. Если американское  «хау ду ю ду»   просто приветствие, то египетский аналог переводится скорее как  не желаете ли чего-нибудь, или еще 

точнее,  нельзя ли на вас заработать.  Ответ «хорошо»  будет означать согласие именно с этим и поощрит  его предлагать вам свои услуги. Последует рассказ,  что его товар очень хороший, лучше всех остальных (остальные  - жулики), у него дешево очень-очень, но для вас, именно для вас, он сделает большую скидку. Хотите  отсечь такое развитие событий   говорите:   «хорошо, нет». 

Слово «нет» он не услышит и будет действовать по своему плану. Вам следует  сказать  «нет» теперь уже без «хорошо»,  причем несколько раз,  сразу не подействует.  Но можно более  вежливо и эффективно. Спросите  как ЕГО дела.  Как  жена, как верблюды и теща. Впрочем,  не важно,  о чем вы спросите. Важно,  что он подумает:  ВЫ собираетесь что-то продать ему.  Такое его планом не предусмотрено, он посмотрит  на вас подозрительно, как на шайтана какого-то  и последует  завершение разговора.  Попробуйте такой вариант разговора: некоторых арабов даже в пот прошибает.

      Отношение к русским в Хургаде конца 2016 года как к пропавшей  манне небесной.  Если на вопрос-приветствие :

- Привет, Украйна? – отвечаешь, - Нет, Россия. - Многие не верят,  качают головой: барин  шутит. Показываю паспорт. Смотрит, радостно-удивленнно поднимает голову: «О, русский», если рядом соплеменники делится с ними: русский, русский.  Он даже про торговлю забыл, главный вопрос : когда остальные приедут?  Без русских нет работы.  Обнадеживаешь его: уже чемоданы складывают, вот-вот.  Он рад и его тянет поговорить о важном.  У Египта два друга Россия и Китай. Это о том, что и китайский турист становится заметным источником дохода.  Но с Россией дружба больше, т.е. русские туристы ведут себя достойнее китайцев: денег  тратят больше, а торгуются меньше.  Дружба именно в этом – плати деньги за его товар, веди себя прилично  – не жадничай.  

       Некоторые египтяне поднимались аж до  высказываний на тему геополитики: американцы плохие: нефть уронили, Россию с Украиной поссорили, всем указывать хотят.

В том, что русские не приезжают в Египет, как ни странно, виноваты тоже американцы.  Наверное,  в разговоре с украинцами они ругают русских. Но в геополитику уже вклинивается торговля – в его руках  шарф или кружка, и он протягивает это вам.

-  Ваш Путин – ого-го! Может! -  Здесь по его замыслу вы должны возрадоваться и согласиться на высокую цену. Если хотите дешевле попробуйте так:

- Да, он такой. Крутой. Вам бы такого – забирайте, раз нравится. -  Вы его сбили, он потерял  шаблон,  как-бы отодвинется от вас, скажет что-то типа   «ну ты…» «у нас свой хороший», как-то просядет.   Египтянин потерявший шаблон беспомощен.  А если разговор пошел про их президента, то по соображениям безопасности он забудет русский.  Развивайте успех: сбивайте  цену, спрашивайте  как его жена и верблюды.  Сбить в 2-3 раза реально.  Сэкономите деньги и получите удовольствие от победы.

 Торговаться, не поддаваясь на общие разговоры тем более важно так как скидок от египтян мне,  как первой русской ласточке,  не положено. Наоборот, мне следует платить  за себя и того, не приехавшего парня.

      Обмануть русского, христианина, просто чужого  – дело богоугодное, высказываемая в ваш адрес симпатия не помешает этому.  Уважение к вам – тоже.  Цены нигде не обозначены,   продавец  назначает  их оценивая вашу платежеспособность.  Чем она выше,  тем больше уважения вы вызываете,  и тем больше   цена для вас. И тем большую  можно сделать скидку. Для глубокоуважаемых - заоблачные цены и очень большие скидки.   Не будете торговаться – потеряете не только деньги, но и уважение.  Если  ваш  египетский  друг сообщив о  любви к России перешел к своим прекрасным  товарам, то и вы  расскажите ему как  уважаете  Египет и попросите  за это дополнительную скидку. Пригласите его в Россию,  еще лучше -  в Сибирь (египтяне в большинстве знают,  что это): Приезжай  друг.    Я для тебя снег приготовлю, посидим в вместе сугробе.  Все понять его русского  не хватит, он собьется, расстроится,  поскольку не смог  развести вас как обычного туриста.  Дальше непредсказуемо: может отдать все почти даром,  может забрать у вас товар и закрыть лавку, не исключена и некая агрессивность.

Доброжелательность египетских арабов,  как правило,  заканчивается вместе с надеждой заработать на вас.

     Достаточное для простого общения  знание русского языка обнаруживается только в Хургаде (и наверное в Шарм-аль-Шейхе). В этих курортных городах египтяне заметно европеизированы, нищих и попрошаек почти нет. Настоящий Египет в Каире  и Александрии. Знание русского ограничивается здесь десятком фраз:  эй, русски, брата, друга, хороший цена, денег не нада,  подходи,  посмотри. Произносятся исковеркано,  по-панибратски,  сами они неопрятные подходить и покупать что-либо совсем не хочется. Но прогуляться по огромному  каирскому рынку все же интересно.  Увидите много совершенно уникальных вещей.

    Отношение  к русским  женщинам. По  понятиям  египтян они почти обнажены,  а значит,  привлекательны. В отличие от богатых и воинственных арабов из нефтяных стран  для египтянина они не шлюхи, они госпожи и хозяйки денег,  которых ему так не хватает.  И  потенциальные клиенты. Но не только в деньгах счастье.  

Это египтянки. Сравните с русскими

Торговец  будет заискивать, скажу не литературно, но очень точно: пялиться и искать малейшей возможности потереться, прикоснуться. Но даже улыбался и поговорил – почти потрогал. Прикоснулся к руке - почти кончил, даже про торговлю забывают. С европейскими женщинами арабы очень стараются быть приятными и говорить им комплименты:

- ты красива как верблюд

- за такую красавицу и  100 верблюдов не жалко.

Наверное, египетским женщинам такое нравится.

       Ввиду запрета на российские чартеры  (декабрь 2016) торгово-прогулочный проспект Хургады пуст. Даже в прайм-тайм почти половина торговых точек не подает признаков жизни,  но туристов все равно меньше чем продавцов. Они  бросаются вам наперерез, бурно жестикулируют, сносно говорят по-русски. Они разные, от почти черных до совсем белых, различны и их заманивающие фразы. Торжественные:

- Брат, я поздравляю:  ты купил папирус, это большое событие в твоей

  жизни.  Теперь заходи ко мне …

Простые и незамысловатые:

- Привет,  заходи  только посмотри, не покупай – посмотри. – Но все равно: - Хорошие цены.

Поначалу совсем странные:

- Дорогой, меня зовут Ахмат. Как  тебя? Олег, вот мой магазин. Не покупай ни чего. Помоги, напиши рецензию.

- ?? - Сначала непонятно и неожиданно.  Он терпеливо, преданно смотря  вам в глаза объясняет, что я очень важный и уважаемый человек, он поместит мою рецензию в рамку, повесит на видном месте и она увеличит его продажи.  Подобные рецензии на стене его магазина  уже есть, моей  суждено занять  место рядом. Но в написании рецензии египтянин не очень настойчив. Вместо ручки и бумаги он протягивает вам свой товар и начинает  рассказ о хороших ценах. 

Альтернативой  «напиши рецензию» вас могут попросить  написать по-русски «ВЕЛКАМ», «ДРУГ ЗАХОДИ» и т.п.

Несколько пугающие:

- Дорогой, подожди, сейчас я  принесу подарки. – Именно так, подарки вместо здравствуй. Нырнет, за ширму, назад – очень быстро – чтобы вы уйти не успели. Принесет что-нибудь мелкое и никчемное, но вручит как подлинное сокровище. Спросит откуда вы, расскажет,  как он любит Россию, как он уважает вас лично.  Посочувствует: сейчас снег, да? Пройдет несколько минут пока он все же перейдет к главному: посмотри…

Их расчет прост. Заманить вас внутрь, там он очарует вас и впарит свои сокровища.  А нестандартность обращения  собьет вас с толку,  разговор расположит вас к нему и поднимет продажи.  Таких креативных продавцов меньшинство, основная часть торговцев пристает неинтересно, но очень навязчиво.  Если намерены что-то купить, то  покупайте у креативных.

Но для меня и простое приставание «как дела», и захитренные  варианты портят отдых, а  сами египтяне   раздражают навязчивостью.  Я   приехал погреться и посмотреть на пальмы, море и пирамиды,  их внимание и доброжелательность чрезмерны. Но продавцы понимать это  никак не хотят. Отбиваюсь с улыбкой,  если есть настроение,   играю

 на его поле и в его игру восторгаясь Египтом и своим собеседником.  После приятного и интересного разговора о верблюдах и  сугробах покупка доставит большее удовольствие.   Может оказаться,  испытаете  приятное ощущение  что развели  его вы, а лохом оказался  продавец.

Дорога Хургада Луксор около 270 км.  Большая часть по мертвой гористой пустыне, пейзажи желто-серые, однообразные. Населенный пункт всего один, вокруг ни людей, ни травы, ни деревьев.  Но въехав в долину Нила вы попадаете в буйство зеленых красок: поля кукурузы, пальмы, ананасы и непрерывающийся километров двадцать поселок. Нил дает жизнь, это здесь очень наглядно. Проезжая Нил по мосту в Луксоре удивляешься:  великая река Африки не шире Волги в верхнем течении. Но истинный масштаб  реки показывает размер поймы. На снимке справа Нил виден тонкой голубой полоской. Пойма - зеленая, ее ширина  10-15 километров. На ширину  поймы  Нил разливался до строительства Асуанской плотины. Сейчас уровень Нила  по году равномерен, от основного русла отходят многочисленные оросительные каналы. Через них пойма выпивает существенную часть стока реки  формируемого в экваториальной Африке и Эфиопии.  Ниже , на снимке  из космоса хорошо видны масштабы Нила, его дельты (зеленый треугольник)  и Египта.  В зеленой части, составляющей несколько процентов территории страны   живет 90 млн египтян, здесь же производится большая часть потребляемого страной  продовольствия. Впечатления от долины Нила очень существенный элемент полной картины Египта. Однодневная экскурсия их Хургады в Луксор помимо реки познакомит вас и с очень значимым  Карнакским  храмом  и Долиной  Царей. 

      Величие пирамид  Гизы  можно ощутить только воочию. С детства они были в моем восприятии  символом  огромного и мощного. Но это было известное мне знание, не более. Оказавшись рядом,  испытываешь нечто совсем новое. Они не соизмеримы с человеком, даже Кельнский собор или Кремль лишь красивые игрушки. Пирамида это правильной формы гора, охватить взглядом которую можно лишь издали, в то,  что это гора рукотворная не верится. Не только поднять каменные блоки наверх, но и  самому туда забраться дело нет из легких. Можно пройти внутрь пирамиды к погребальной камере по узкому туннелю. Минут десять-пятнадцать подъема  и вы видите небольшой пустой зал и саркофаг. Интересен не он, очень  необычны ощущения прогулки внутри пирамиды.

   Строительство пирамид стало возможным благодаря  плодородию  долины Нила.  Только высокоэффективное сельское хозяйство могло обеспечить  столь масштабного отвлечения рабочих рук от добычи  пропитания.  Впрочем, глядя на современных египтян,  не веришь что их предки  построили   пирамиды и храмы. Слишком они сшумные, суетливые и безалаберные.

      Древние храмы,  пирамиды и статуи  богов и фараонов не вписываются в картинку мусульманской страны.  Рядом с пирамидой минарет мелковат, крики муэдзина  не органичны. Впрочем,  в Долине Царей, в Гизе и в Карнакском храме  присутствие ислама не ощущается.  Древние  боги по-прежнему в силе и авторитете,  даже исламисты в период своего правления не покушались на них. Еще бы: они во многом кормят страну,  привлекая туристов

Карнакский храм

Будучи вблизи пирамиды  ее нельзя охватить взглядом, не вошла  она и в снимок что подчеркивает масштаб.

 В Гизе три основные пирамиды. Они  как три египетских богатыря. Известный всем сфинкс  на фоне пирамид котенок. 

И Каир, и Александрия очень грязные. Мусор бросают под ноги даже возле мечетей. В Каире на больших магистралях застроенных пятиэтажными домами можно увидеть кучки баранов  роящихся в отбросах.  Контейнеров нет, жители валят отходы просто в кучу. И бараны выедают все,  что могут переварить. Наверное,  их желудки изменены и способны переваривать  бумажные упаковки из-под еды, они испачканы продуктами и  пахнут ими.  Это мусорные бараны, на нормальном пастбище им не бывать,  травы в Каире нет, их удел – утилизировать мусор и  объедки.  Придет  время Курбан-байрама и их зарежут и сжарят тут же, на городских улицах.  Бездомных собак  на улицах Каира мало, собака – существо исламу противное и видимо их еду на помойках съедают правильные  мусорные бараны. При этом  в торговых и музейных местах города много кошек.   Египтяне их  не обижают, а туристы подкармливают

 

 

 

.

        В Александрии есть неплохо сохранившийся греческий театр, красивый дворец бывшего президента Мубарака,  длинная набережная и  крепость Кайт-Бей построенная мамлюками (снимок выше).  Объекты вполне интересные, но смотреть их  лучше до пирамид,  в сравнении с ними все кажется малосущественным.  Наверное, именно  поэтому Александрия показалась мне особо не примечательной. Запомнилась малосущественная деталь: в городе много   занятых извозом Жигулей-семерок. И еще  попытка приобщить меня к исламу. Невдалеке от большой и красивой мечети ко мне подошел крупный, благообразного вида мужчина в арабской национальной одежде. Поздоровавшись он на хорошем русском предложил взять несколько брошюрок о исламе. Брать

их мне не хотелось, но как- то пришлось: мужчина был тверд и настойчив.

Форт Кайт-Бей

      Необычно русскому глазу выглядят стройки. Они начинаются с выставления вертикальных пучков арматуры, к ним вяжут горизонтальные связки, все это  закрывают опалубкой и заливают бетоном.  Получается несущий  монолитный железобетонный каркас здания. Аналогично делают  межэтажные перекрытия, после  в полкирпича выкладываются внешние стены и перегородки.  Этаж готов. Можно заселяться.  В то время как пятый этаж активно строится, вверх вздымаются пучки арматуры, их одевают в опалубку, и тут же мешают бетон третий этаж уже заселен, из окон вывешивается выстиранное белье и выглядывают чумазые дети. Пятый этаж при том может строиться долго,  а может и не строиться вообще, активность наблюдается лишь на части строений. Благо дожди в Каире редкость, крыша не сильно то и нужна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Город мертвых  в Каире - это не про пирамиды. Это огромное, формировавшееся веками вокруг крепости цитадель Саладина   мусульманское кладбище, где рядом с мертвыми, по словам гида,  обитает  полтора миллиона живых.  Семейная могила мусульманина среднего достатка в Каире представляет собой двухъярусный кирпичный склеп с плоской крышей. На первом, полуподземном  этаже не закапывая в грунт складывают  умерших.   Через год-два, когда тела сгниют,  кости сгребают от центра погребальной камеры к ее краям. Там вдоль стен и по углам столетиями, перемешавшись друг с другом,   копятся останки многих людей.  Все родственники в одной куче. На втором этаже склепа живут местные бомжи. Ими же заселены и многочисленные заброшенные мечети. Днем все эти люди выходят в город на промысел, кладбище возвращается во власть мертвых, но вечером и ночью на нем возобновляется жизнь.

     

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Антропологически египтяне очень разные: от светлокожих средиземноморцев до полных негроидов. Очень много безобразно  толстых. Будучи на отдыхе арабы очень шумная, развязная и неопрятная публика. Страна богаче большинства своих африканских соседей: у них есть пирамиды,  нефть и Суэцкий канал. Но  контрасты очень сильны: невдалеке от дорогих гостиниц и главных достопримечательностей нисколько не скрываясь,  стоят  очень похожие на эфиопские или индийские лачуги. Грязь и мусор на каждом шагу, но, в отличие от Эфиопии,   пластиковые бутылки валяются бесхозными и их никто не собирает для вторичного использования.   В Каире Нил и идущие от него оросительные каналы – помойка с выстланными мусором берегами.

       Автомобили непрерывно сигналят, несмотря на обилие полиции и военных на БТР движение не регулируется, потоки машин пересекаются под прямым углом при непонятных приоритетах движения и создают шумную, нервную пробку. Некоторые  водители не могут выразить свои эмоции клаксоном, они выскакивают из-за руля, подбегают к другим водителям и размахивая руками что-то кричат. Запряженные в повозки  ослы выглядят на таком фоне очень выигрышно благодаря своему спокойствию.

       Ислам окутывает со всех сторон. Практически из любой точки города можно увидеть минарет, большинство женщин в платках,  у некоторых лицо закрыто полностью.  Национальная мужская одежда –длинная рубашка до пят, на руках несколько массивных перстней, у молодых египтян немытые  бороды торчат вперед,  у взрослых укрывают  выпирающий толстый живот.  Из громкоговорителей периодически  раздаются  молитвенные завывания. На них,  впрочем,  никто особо не реагирует. Даже во время намаза большая часть египтян на улице занята обычными делами, лишь единицы опускаются на коврик и молятся. По одному каналу ТВ идет круглосуточная трансляция хаджа из Мекки.  Поток паломников лишь немного редеет  ночью, они идут и идут вокруг Каабы. Сделав семь кругов против часовой стрелки верующие сходят с круга, взамен вливаются новые. 

город мертвых

Это город мертвых

Александрия. Греческий театр
Дворец Мубарака
Возле этой мечети меня приобщали к исламу
Колоны Карнакского храма
Недалеко от Каира. Мемфис
Вверху и внизу Карнакский храм
Долина Царей в Луксоре. Здесь несколько десятков  пещерных захоронений фараонов. 

Это похожее на башню строение голубятня.  Нечто вроде египетского курятника. Голуби не кормятся на помойках как бараны, они  на искусственном вскармливании. Считается что их мясо несет в себе вкус корма. Самый изысканный по местным меркам голубь питается семенами подсолнечника и его мясо обретает нежно масличный вкус.  

© 2017 sawers

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

      Давать определения вообще-то дело не самое разумное, я стараюсь избегать этого.  Но чтобы писать о долбоебизме его надо прочувствовать, побыть хоть немного долбоебом. И потому определение я все же  сформулирую.  Долбоебизм  это усердное занятие  бессмысленным, ненужным и даже вредным делом, правильнее сказать  хуйней.  Обязательный признак – активность, это никак не созерцание, это бурная деятельность.  Отличие долбоеба от просто вредоносного человека в том, что он приносит вред в том числе и себе. Долбоебу неважно и не страшно, что он принесет вред,  он будет заниматься разрушением себя и других  уверенно и увлеченно.  Как и у вора, грабителя и т.п. у него могут быть корыстные мотивы, но при внимательном рассмотрении ущерб всегда намного больше выгоды. Убежденность в своей правоте и отсутствие каких-либо сомнений – второй признак долбоеба.  Впрочем, оценка «вредно-полезно»  в его голове не стоит, он твердо уверен – это надо!

     Близкие значением долбоебизму «глупость» и идиотизм эмоционально пусты, не содержат должного уровня энергетики. Нецензурная лексика в данном случае необходима поскольку литературные синонимы не отражают явление  в полной мере, во всей красе. Помните, в «Джентльменах  удачи» неуместность характеристики Васи «который мне батарею на ногу уронил» как «нехорошего человека». Так и здесь, яркое явление требует сочного слова.  Относительным синонимом будет разве что «дятел»,  именно так,  в кавычках,  ведь  просто дятел  червячков добывает, он  не долбоеб.

     Смысл долбоебизма из составляющих ебать и долбить понятен лишь отдаленно.  Оба эти глагола означают вполне осознанные,  полезные и скажем так, смежные действия, но их соединение порождает совсем иное.  Что имел в виду автор,  соединяя глаголы непонятно. Может быть долбоеб это  тот,  кто не того (не то) ебет? А может тот, кто предпочитает долбежку ебле? Думаю, это не суть важно, главное, новое слово оказалось удачным, прочно закрепилось за соответствующим явлением  и прочно вошло в оборот.

        Долбоебизм появился вместе с человеком. Животные по природе рациональны, лишь человек с его запасом возможностей большим относительно потребностей простого воспроизводства и способностью отвлеченно мыслить способен  к долбоебизму. И он непременно свойственен человеку также как и способность к научному познанию и художественному творчеству. Просто люди разные: одни художники, другие долбоебы. В каменном веке долбоебу выжить было трудно и  поэтому долбоебизма было совсем мало. Но по мере роста общественного продукта росли и возможности проявления долбоебизма, вовлечения в него индивидов и расширения его  сфер. Сегодняшняя процветающая  Калифорния не зря является  рассадником  левацкого долбоебизма. Наверное,  масштабы долбоебизма будут расти и дальше, он не преодолим, это нарастание энтропии в социуме.

        Долбоебизм исходно явление личностное. Но если долбоеб становится начальником его подчиненные вовлекаются в вынужденный долбоебизм. Долбоебизм как неизменный спутник человека и общества становится явлением также социальным и  нормальный в общем-то человек в определенных условиях вынужденно становится долбоебом. Кто-то на время. Кто-то на совсем. Кто-то  вынужденно занимается долбоебизмом и плюется, а кто-то привыкает и уже считает что так  - нормально. Но большинство уходит в двоемыслие: молча соглашаясь, иногда поднимая руку «за»  мысленно дистанцируется  «это не я, это они там». Кто эти «они» человек  не задумывается, персонификация отсутствует.  Это долбоебизм вынужденный, как правило, временный. От настоящего он отличается отсутствием убежденности. Долбоебизм заразен. Принявший внутренне долбоебизм человек будет рьяно втягивать в него других: а почему они такие чистые? От внутреннего, подсознательного сознания собственной ущербности долбоебизм агрессивен.  Ярчайший пример – эволюция телеведущего В.Соловьева за последние годы.

     Сферы долбоебизма. Чем дальше от простых жизненных тем,  тем  его больше. Его спутники формализм, халтура и активная идеология. Фанатики в большинстве долбоебы, кроме фанатически рациональных людей. Долбоеб совсем не обязательно глуп. Пример – левые западные интеллектуалы.  Именно свободно фонтанирующий интеллект  приводит их долбоебским  идеям отказа от благ цивилизации, веганству и пр.

      Вопреки расхожему мнению долбоебизм явление отнюдь не российское, хотя имеет национальную специфику. У нас он не интеллектуален. Интеллигенты в России не столь хорошо живут чтобы дойти до долбоебизма. Здесь  его основными сферами являются  бюрократия, и конечно, армия.  Армейская окраска травы в зеленый цвет это инициация вновь прибывших, еще нормальных в долбоебы.  Ты должен красить траву или выполнять другую бестолковую работу пока не перестанешь задавать вопрос: а зачем это? Замучить до потери критического мышления – сделать долбоебом. Но чиновное «приготовьте пакет документов который я не буду смотреть» это уже способ существования, способ самовоспроизводства.  Здесь ненужная с позиций здравого смысла работа важна не достигаемой целью, она важна сама по себе как цель дающая смысл существованию бюрократии.

     При  всей сюрреалистичности  долбоебизма за ним нередко прячутся коммерческие интересы бизнеса и коррупция. Пролоббировать долбоебские требования на законодательном уровне, заставить всех соблюдать соответствующий регламент и получать деньги – вариант беспроигрышный. Все ругаются на долбоебизм законодателя, а кому-то денежка капает. Отметим, тот,  кому капает денежка отнюдь не долбоеб.  Долбоебизм  он не ради денег,  а ради самого процесса. Долбоебизм,   обосновываемый необходимостью строгого и последовательного  исполнения закона тоже вариант,  но и  к нему  кто-то  обязательно присосется и денежку поимеет.  Долбоебизм, как и жадность понятен, привычен, но в отличие от жадности  простителен: куда ж без него.   Это позволяет прикрывать осуждаемую обществом корысть долбоебизмом и  строить финансовые потоки минимизируя общественное недовольство.

      Как противостоять  долбоебизму.  Долбоеба не стоит переубеждать или понуждать к нормальному поведению, это лишь разгорячит его. Не стоит и высмеивать. О  таких кардинальных средствах как  убрать лишнюю бюрократию, сделать всех умными и честными говорить не буду чтобы не быть заподозренным в том самом долбоебизме.  Скажу, что раз мы понимаем под  долбоебизмом именно саморазрушающие действия он теоретически  способен  уничтожить себя сам. Если защитники окружающей среды победят полностью и человечество вернется в первобытное существование долбоебам самим придется убивать  мамонтов и на долбоебизм времени не останется.  Но это не про нас сегодня, это про историческую перспективу.    

       А на сегодня и сейчас лучшее  средство от долбоеба  это похуизм.  Если долбоеб видит полное игнорирование своих усилий (ну не замечает их никто), то,  не найдя зрителя он теряет силу.   Так  было с позднесоветской пропагандой: слушатели дремали,  пребывая в двоемыслии, а дикторы вяло бубнили, их долбоебизм был абсолютно беззубый.  Этот учтено  официозным ТВ сегодня:  эмоциональных, крикливых говорунов дополняют искусственно разогретой студией и помогая друг другу они достигают в своих речах высокого градуса. Впрочем, похуистическое средство выключить (не включать)  ТВ за пределами ящика вполне эффективно. Но просто выключить долбоеба можно не всегда,  используя административный ресурс, каковой  как правило в руках  именно у долбоебов, он способен понуждать и других к участию в долбоебизме.  Противостоять можно мягким похуизмом: долбоеб  заставляет нас хуйней заниматься,  а нам по хую.  Делать спустя рукава, вяло и лениво, не отказываясь, но отодвигаясь в сторону, больше изображать, чем исполнять и т. п.  Такое поведение гасит  энергию долбоеба. Противопоставить мягкому саботажу ему особо нечего.  Активное  сопротивление только усилит его напор, но если его усилия уходят в песок он расстроится и возможно сам придет в похуизму: хотел я их наставить на путь истинный, не хотят – ну и хуй с ними. Или – литературно: а зачем я для них стараюсь. Отсюда уже один шаг до осознания неуместности фанатичной активности, и еще пара до крамольного вопроса:  а не маюсь ли я хуйней?  А не активный, потерявший настойчивость долбоеб не опасен для окружающих.   Если  же у долбоеба еще и  прорежется   понимание  что он занят ерундой он может стать просто нормальным.  Но если внешние обстоятельства по-прежнему заставляют его быть долбоебом,   он станет делать это уже как похуист.  И чем большим он был ранее долбоебом, тем большим похуистом он станет. Впрочем,  такая эволюция имеет  обязательным  условием присутствие у субъекта минимального уровня интеллекта.  Если его нет, то растеряв энергию долбоеб превращается в обычного глупца.

       Со временем конкретный долбоеб  эволюционирует в глупца или похуиста, реже в нормального человека. Как особый  возможен случай успешного долбоеба: ему все удается,  его деяния важны для людей и подчиненных и они его  хвалят (восхваляют). На старте он может быть достаточно позитивным, но по мере своего бронзовения на начальственном посту нормальность будет замещаться долбоебизмом.  И он   будет в этом костенеть и крепнуть и все больше и больше верить  в свою миссию. Но это единичный случай «успешных» государственных и иных деятелей,  как правило,  развенчивают их еще при  жизни. 

        Вообще, если долбоеб обретает сторонников и последователей, становится заметным в региональном или национальном масштабе можно  уже говорить об общественном долбоебизме.  Конкретные виды общественного  долбоебизма эволюционируют аналогично индивидуальному.  Развиваясь на волне успеха одни  становятся крайне агрессивными и гибнут (нацизм), другим удается перескочить экспансионистский этап и забронзоветь, но далее неизбежное  выгорание, вырождение и скатывание  в похуизм (советская система).  Хочется надеяться, что в похуизме нормальных  людей загасится и дурная энергия Греты Тумберг и всяких «Me too».  Конкретные виды общественного долбоебизма неизбежно сдуваются, но общественный долбоебизм как явление,  как результат общественной глупости и амбиций бессмертен, на смену одним выдающимся долбоебам  придут другие.

       Коротко о   похуизме.  Похуисту  безразлично не все, многие вещи касающиеся его лично могут вызывать у него вполне активное участие.  Похуист игнорирует внешнее, вредное, или просто ненужное понуждение. Исходно  это защитная реакция нормального человека на долбоебизм. Он отнюдь не пребывает в буддийской  нирване.  Похуисты бывают  активными (они еще не далеки от долбоебов), и пассивными, вялыми. В ответ на нежелательное понуждение первый скажет: ну и хуй с ним (ней), ни хуя, а мне насрать, отстань, отъебись; второй: да ну нахуй, а на хуя, посмотрю, ладно,  потом.  Со временем, при постоянном воздействии долбоеба похуисту может оказаться рациональным прикинуться/стать пассивным долбоебом: устал я с ними бороться, притворюсь таким же. Другая возможность это превратиться из вынужденного похуиста в закоренелого.  Во избежание повторений подробнее останавливаться на похуизме не буду, в сети материалов по теме очень много. Обоснован  даже тезис о похуизме как русской национальной идее.

     Другая смежная с долбоебизмом тема – глупость также подробно исследована. Самая яркая на мой взгляд версия это пять законов глупости  итальянского  историка-экономиста Карло Мария Чиполла.

редактировать и добавить что-нибудь интересное.